Создание ценности в образовании
Всем привет!
В руки попала интересная статья – Как ускорить поток создания ценности.
Предлагаю несколько своих мыслей на этот счет.
Мысль 1 – польза чек-листов
“Создав список вопросов в виде чек-листа критериев готовности задачи к переходу на следующий этап в потоке создания ценности, и обеспечив его заполнение, можно избежать дополнительных уточнений и возвратов по этапам.” – пожалуй одна из самых простых, но самый действенных мер: чек-лист это просто, удобно, универсально. Можно использовать как в электронном виде (всякие Трепло, Планеры и прочие to-do менеджеры) так и в бумажном виде (классические пустографки или записи на стикерах).
Важный вопрос: Что является причиной не использования такого простого инструмента и как это пересмотреть?
Мысль 2 – ошибки возможны и это не смертельно
Цитата про обратное движение задач: “Однако, если это привычное существование, в котором усматривают возможность защититься от человеческих ошибок, то это нерациональная интеллектуальная деятельность специалистов”. Зачастую в образовании получается так, что когда приходится “обучать молодого специалиста” то ему все подсказывают, показывают, и даже делают ЗА него. Вот и получается, что они не учится, а просто “пользуется” силой наставников. И если процесс не переходит в его зону ответственности – получается что наставник делает двойную работу, а “молодой” – не развивается.
Важный вопрос: Каким образом можно организовать среду для безопасного обучения с производственными документами для молодых специалистов?
Мысль 3 – необходимость наличия матрицы ответственности
“Привычный рабочий процесс может быть непрозрачен для самой команды разработки.” Вот эта проблема для образовательных организаций, на мой взгляд, одна из самых ярких. Кто за что отвечает, знает только тот, кто отвечает. Горизонтальные коммуникации не приводят к решению вопросов, появляется избыточность лишнего взаимодействия, а задачи все равно не решаются. Либо все сваливается на одного человека (первый зам).
Важный вопрос: Почему управленческие команды не разрабатывают (или в недостаточной степени прорабатывают) разделение задач по ответственным или мало делегируют их выполнение?
Мысль 4 – надо беречь время друг друга
“Устранение лишней работы в конечном итоге приводит к ускорению потока создания ценности”. Вот по части лишней работы система образования дает большую пищу для размышлений. Основное даже не то, что приходится делать лишнюю работу, а отсутсвие возможности/желания упростить выполнение этой работы посредством применения информационных технологий, повышению компетенций в области информационных технологий, а также развитие автоматизации в рамках процессов выполнения задач. Обилие ручного труда является показателем наличия “лишней” работы.
Важный вопрос: Что мешает внедрению автоматизации в процессу управления образовательными организациями?